Уровни освещенности

Формирование, балансирование и распределение света в кадре и уровни освещенности имеют исключительно важное значение в телевизионном производстве. Но помимо этого есть ещё несколько факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при решении вопросов освещения. Это:

  • удовлетворение требований по экспозиции, которые зависят от чувствительности камеры;
  • обеспечение нужной глубины резкости;
  • создание хорошей окружающей среды для исполнителей;
  • вопросы генерации тепла, вентиляции, число имеющихся осветителей, общая потребность и стоимость электроэнергии.

    уровни освещенности, телестудия съемка, свет на телевидение, освещенность
    Телестудия

Чувствительность камеры и уровни освещенности

Одновременно с данными о чувствительности камеры производители обычно указывают четыре взаимосвязанных параметра: объект с определенной отражательной способностью, дающий пик белого; освещенность сцены; число диафрагмы (f) и отношение сигнал / шум для сигнала, получаемого в этих условиях. Чувствительность обычно определяется как число диафрагмы при съемке белого объекта с отражательной способностью 89,9%, с освещенностью 2000 лк и соответствующим отношение сигнал / шум. Для большинства камер она составляет f8,  у некоторых камер достигает f11 и лучше. В этом определении используется японский стандарт, соответствующий отражательной способности пика белого 89,9%. Весь остальной мир использует пик белого с отражением в 60%, так как при этом получается правильная экспозиция телесных тонов лиц кавказского типа без перегрузок (передержки) в пике белого. Пик белого с 60%-ной отражательной способностью при 2000 лк будет освещен только до 2/3 необходимой яркости, поэтому освещенность необходимо увеличить до 3000 лк. Чувствительность камеры можно повысить, усиливая слабый сигнал, но при этом портится качество изображения из-за появления на нем шумов, возникающих в цепях камеры. Во время хроникальных съемок (новости, спортивные репортажи) при недостаточном освещении усиление может быть значительно увеличено.

Глубина резкости и уровни освещенности

Уровни освещенности определяют число диафрагмы, необходимое для нормальной экспозиции, что, в свою очередь, задает глубину резкости. Те объекты кадры, что находятся в поле резкости, в значительной степени определяют вид изображения. Таким образом, выбор глубины резкости может служить композиционным элементом при построении кадра. Она же решающим образом влияет на возможность поймать объект в фокус и удерживать его там при свободных, импровизированных съемках. К другим факторам, влияющим на экспозицию, относятся скорость затвора, экстендеры, трансфокация, фильтры и освещение, используемое для создания атмосферы сцены и ее настроения.

Уровни освещенности влияющие на настроение и атмосферу сцены

Имея высокочувствительную камеру, можно получить правильную экспозицию, даже если уровни освещенности будут очень низкими, например темнее, чем ярко освещенный коридор офиса. Такое освещение, может быть, и подойдет для некоторых натурных съемок, но может оказаться слишком мрачным для других видов съемки. Съемочная площадка должна быть освещена таким образом, чтобы облегчать работу участникам действия, помогая им в их игре. Напротив, использование очень ярких источников основного света, направленных в лицо на уровне глаз, может только помешать работе и в съемках документальных фильмов обычно не употребляется.

Бюджет

При планировании освещения съемочной площадки следует учесть число осветителей влияющих на уровни освещенности, необходимых для съемки, стоимость их аренды, общую мощность, потребляемую ими от источника питания, и необходимое установочное оборудование. Надо также иметь в виду, что осветители при работе выделяют тепло, и для его отвода в случае съемок в замкнутом пространстве нужна система вентиляции.

Использование цвета

Индивидуальная реакция на цвет может быть продуктом моды и культуры (то есть свойством приобретенным), но может быть и врожденным актом восприятия. В результате тестирования цветовых предпочтений людей выяснилось, что среди западных народов цвета распределены следующим образом: синий, красный, зеленый, оранжевый, желтый. Предпочтения иногда менялись, если цвет был связан с объектом специфического применения.

Факторы которые следует учитывать при использование цвета:

Многие цвета создают ощущение холода и тепла. Красный считается горячим, а синий ощущают холодным. Потребуются сильные композиционные меры, чтобы красный объект, находящийся позади синего, не отнимал у него внимание зрителя. Глаз в силу естественных причин видит красное более близким, чем синее. И нужно так изменить яркость, насыщенность синего, его форму и фон, чтобы в данном кадре он стал более заметен, чем слабо насыщенный, тусклый красный.

Привлечение внимания

Цветовые эффекты относительны, и нет единых рекомендаций для всех цветовых сочетаний. Например, яркость теплого цвета можно подчеркнуть, окружив его холодными цветами. Интенсивность контраста  будет влиять на баланс белого и на то, в какую часть кадра будет привлечено внимание.

Влияние фона

Восприятие кажущегося оттенка любого окрашенного объекта изменяется в зависимости от цвета фона и цветовой температуры света, его освещающего. У персонажа в желтой куртке на фоне зеленой листвы будет совсем другой контраст, чем у него же на фоне голубого неба.

Дополнение цветами

Баланс контрастов можно получить, вводя как противовес какому-либо цвету его дополнительный цвет. Дополнительным к красному является зеленый, к синему — оранжевый, к желтому — фиолетовый. Эти дополняющие пары состоят из теплого и холодного цветов. Дополнительные цвета, располагаемые по соседству, становятся ярче и живее, чем пары из соседних по спектру цветов. Визуального равновесия нельзя добиться простым равенством площадей дополнительных цветов. Нужна большая площадь синего, чтобы сбалансировать оранжевый. Площадь красного может быть почти такой же, как и у зеленого. Для компенсации желтого нужна совсем небольшая площадь фиолетового.

Вызов чувств с помощью цвета

Цвет вносит воспоминания пережитого или чувство по ассоциации. Красный часто описывают как страстный и возбуждающий. Синий — как печальный и депрессивный. Желтый — безмятежный и веселый, а зеленый как несущий покой и отдых. Долгое и сильное воздействие одного цвета снижает чувствительность к нему и повышает чувствительность к дополнительному цвету.

Как сбить внимание цветом

Целостность изображения в кадре сильно зависит от сбалансированного выбора формы и размера окрашенного объекта. Небольшое яркое цветное пятно может разбалансировать композицию и постоянно привлекать к себе внимание зрителя. Если оно принадлежит главному объекту в кадре, то акцент поставлен правильно. Если же оно находится на краю кадра или в стороне от главного объекта, то оно становится вторым центром и отвлекает внимание на себя.

Объединение цветом

Художники в картинах часто достигают сильного визуального воздействия, ограничивая диапазон используемых цветов. Ограниченный набор красок при постановке сцены может придать ей цельность и действенность. Отдельным эпизодам из эстрадного шоу можно придать индивидуальность, используя в их декорациях цвета, дополняющие или контрастирующие с цветами костюмов артистов.