Цели съемки

Чтобы новостной сюжет достиг своих информационных целей. Для этого нужно снять нейтральную запись события с еле различимым проявлением отношения оператора к нему. Здесь экспозиция выбирается для получения наиболее ясного отображения происходящего. «Правильной» здесь будет экспозиция, обеспечивающая получение такого изображения. У программ других жанров могут быть более разнообразные цели. Тут может потребоваться найти экспозицию, отражающую настроение, возбуждение или чувство.

Внимание зрителя

Телевизионный вид изображения в формате 16:9, оказывает большое влияние на то, как зрители воспринимают его содержание. Выбор объектива, положения камеры и постановка кадра играют решающую роль в получении желаемого отклика зрителей. Выбор экспозиции и, как следствие, диапазона контрастов является ещё одним эффективным способом направить внимание зрителя на важные места кадра.

Оператор может управлять контрастом, выбирая экспозицию и меняя установки гамма-корректора, создавая таким образом ряд разных образов, к примеру:

  • изображения с сильным контрастом, в стиле жестокого реализма;
  • изображения без ярких или темных мест — просто набор серого;
  • печальные изображения, с преобладанием темных тонов и тяжелых контрастов;
  • радостные картины с преобладанием светлых тонов, с малой глубиной кадра и слабоконтрастные.

Если целью съемки является создание субъективного впечатления об объекте, то в стиле съемки должно соблюдаться большое единообразие. Тогда если один из кадров выбьется из общего ряда, то зритель сразу это заметит и придаст содержанию этого кадра особенное значение, так как на него было специально обращено внимание.

Качество видео на телевидении

Телевизионный инженер предпочел бы изображения с четким, не смазанным белым, насыщенным черным, четкой проработкой теней и ровным распределением тонов по кадру. Наряду с другими точными техническими определениями, такие изображения называются технически приемлемыми. Использование фильтра малой контрастности, бликов и наполнение кадра дымом может «поднять» черное до темно-серого, уберет все пики белого, приведет к расплыванию деталей на ярких местах и уменьшит разрешение. Таковы могут быть точные требования к кадру в этот конкретный съемочный момент. Не забывайте, что термин «вещательное качество» порожден техническими требованиями к видеосигналу, а не к виду изображения. Для творческого использования экспозиции нет жестких правил, обязательных к соблюдению. Хотя в полученном изображении может не быть блеска (из-за малого контраста) и может быть не использован весь динамический диапазон видеосигнала, но если изображение создает нужное настроение, то цель съемки достигнута.

Улучшение изображения и коррекция контуров

Разрешение видеоизображения ограничено частично конструкцией ПЗС-матрицы (которая, правда, постоянно улучшается) и частично — ограничениями в тракте видеосигнала. В большинстве форматов записи применяется увеличение контраста изображения для улучшения его качества. Один из способов — это поднятие контраста на переходах темное/светлое и светлое/темное для того, чтобы границы объектов выглядели более резкими. Это производится путем увеличения усиления сигнала при переходе от одного тона к другому. Такое подчеркивание контуров часто используется при усилении высокочастотных сигналов (от мелких деталей изображения) и управляется различными цепями видеотракта, такими, как цепь апертурной коррекции, цепь коррекции деталей и т. п.

Важно помнить, что степень искусственного подчеркивания регулируется отдельно по вертикали и по горизонтали. При передозировке искусственное увеличение разрешения часто является главным отличием видеоизображения от кинематографического. Как ни парадоксально, но часто зрители считают телевизионные репортажи, сделанные видеокамерами, более реалистичными и достоверными. Степень подчеркивания выбирается произвольно и зависит от жанра съемки и вкуса создателей. Подчеркивание в постпроизводстве трудно удалить, а добавить легко.

Подчеркивание деталей и телесные тона

Степень электронной манипуляции контурами деталей можно менять, но есть фактор, который ограничивает ее величину. Это ее отрицательное влияние на воспроизведение лица. При переборе с подчеркиванием контуров детали кожи становятся навязчивыми и неестественными, любой дефект подчеркивается и становится заметным.

Для преодоления этой трудности в некоторых камерах предусмотрено селективное ослабление деталей кожи. Подчеркиванию контуров может подвергаться все изображение, но для некоторых отобранных телесных тонов вводится специальная степень коррекции.

Это делается с помощью. специальной схемы, выделяющей телесные тона из всего сигнала данного кадра. Выбранный сигнал подвергается коррекции контуров в меньшей степени, чем все изображение. Нужный телесный тон можно выбрать и запомнить для использования в следующих кадрах. В некоторых камерах есть три независимые схемы выделения телесных тонов.