Цели съемки

Чтобы новостной сюжет достиг своих информационных целей. Для этого нужно снять нейтральную запись события с еле различимым проявлением отношения оператора к нему. Здесь экспозиция выбирается для получения наиболее ясного отображения происходящего. «Правильной» здесь будет экспозиция, обеспечивающая получение такого изображения. У программ других жанров могут быть более разнообразные цели. Тут может потребоваться найти экспозицию, отражающую настроение, возбуждение или чувство.

Внимание зрителя

Телевизионный вид изображения оказывает большое влияние на то, как зрители воспринимают его содержание. Выбор объектива, положения камеры и постановка кадра играют решающую роль в получении желаемого отклика зрителей. Выбор экспозиции и, как следствие, диапазона контрастов является ещё одним эффективным способом направить внимание зрителя на важные места кадра.

Оператор может управлять контрастом, выбирая экспозицию и меняя установки гамма-корректора, создавая таким образом ряд разных образов, к примеру:

  • изображения с сильным контрастом, в стиле жестокого реализма;
  • изображения без ярких или темных мест — просто набор серого;
  • печальные изображения, с преобладанием темных тонов и тяжелых контрастов;
  • радостные картины с преобладанием светлых тонов, с малой глубиной кадра и слабоконтрастные.

Если целью съемки является создание субъективного впечатления об объекте, то в стиле съемки должно соблюдаться большое единообразие. Тогда если один из кадров выбьется из общего ряда, то зритель сразу это заметит и придаст содержанию этого кадра особенное значение, так как на него было специально обращено внимание.

Качество видео на телевидении

Телевизионный инженер предпочел бы изображения с четким, не смазанным белым, насыщенным черным, четкой проработкой теней и ровным распределением тонов по кадру. Наряду с другими точными техническими определениями, такие изображения называются технически приемлемыми. Использование фильтра малой контрастности, бликов и наполнение кадра дымом может «поднять» черное до темно-серого, уберет все пики белого, приведет к расплыванию деталей на ярких местах и уменьшит разрешение. Таковы могут быть точные требования к кадру в этот конкретный съемочный момент. Не забывайте, что термин «вещательное качество» порожден техническими требованиями к видеосигналу, а не к виду изображения. Для творческого использования экспозиции нет жестких правил, обязательных к соблюдению. Хотя в полученном изображении может не быть блеска (из-за малого контраста) и может быть не использован весь динамический диапазон видеосигнала, но если изображение создает нужное настроение, то цель съемки достигнута.

Улучшение изображения и коррекция контуров

Разрешение видеоизображения ограничено частично конструкцией ПЗС-матрицы (которая, правда, постоянно улучшается) и частично — ограничениями в тракте видеосигнала. В большинстве форматов записи применяется увеличение контраста изображения для улучшения его качества. Один из способов — это поднятие контраста на переходах темное/светлое и светлое/темное для того, чтобы границы объектов выглядели более резкими. Это производится путем увеличения усиления сигнала при переходе от одного тона к другому. Такое подчеркивание контуров часто используется при усилении высокочастотных сигналов (от мелких деталей изображения) и управляется различными цепями видеотракта, такими, как цепь апертурной коррекции, цепь коррекции деталей и т. п.

Важно помнить, что степень искусственного подчеркивания регулируется отдельно по вертикали и по горизонтали. При передозировке искусственное увеличение разрешения часто является главным отличием видеоизображения от кинематографического. Как ни парадоксально, но часто зрители считают телевизионные репортажи, сделанные видеокамерами, более реалистичными и достоверными. Степень подчеркивания выбирается произвольно и зависит от жанра съемки и вкуса создателей. Подчеркивание в постпроизводстве трудно удалить, а добавить легко.

Подчеркивание деталей и телесные тона

Степень электронной манипуляции контурами деталей можно менять, но есть фактор, который ограничивает ее величину. Это ее отрицательное влияние на воспроизведение лица. При переборе с подчеркиванием контуров детали кожи становятся навязчивыми и неестественными, любой дефект подчеркивается и становится заметным.

Для преодоления этой трудности в некоторых камерах предусмотрено селективное ослабление деталей кожи. Подчеркиванию контуров может подвергаться все изображение, но для некоторых отобранных телесных тонов вводится специальная степень коррекции.

Это делается с помощью. специальной схемы, выделяющей телесные тона из всего сигнала данного кадра. Выбранный сигнал подвергается коррекции контуров в меньшей степени, чем все изображение. Нужный телесный тон можно выбрать и запомнить для использования в следующих кадрах. В некоторых камерах есть три независимые схемы выделения телесных тонов.