Свет и Телевизионное освещение

Самой важной составляющей при создании телевизионного изображения является свет. Помимо выполнения своей основной роли — освещения объекта, свет ещё определяет тональные различия, очертания, форму, цвет, текстуру и глубину.

Свет на телевидение

Он создает композиционные отношения, обеспечивает баланс, гармонию и контрасты. Он придает сцене атмосферу, настроение и визуальную непрерывность. Свет — это решающее художественное средство в телевизионном производстве.

Свет и телевизионные технические требования

Основное требование — обеспечить достаточно света для того, чтобы можно было получить изображение с правильной экспозицией и нужной глубиной резкости. Видеокамеры достаточно чувствительны для обеспечения правильной экспозиции при любом реально существующем телевизионном освещении. Но даже при полном удовлетворении телевизионных технических требований к экспозиции, цветовой температуре и контрасту можно получить мешанину из светлых и темных пятен, которые не несут никакого «визуального  сообщения». При создании видеообразов в кино или на ТВ решающую роль играет управление освещением, которое направляет внимание зрителя и помогает донести до него мысли создателей. Почти в любой ситуации передать мысль в образах можно более эффективно, должным образом выбрав положение камеры и участников относительно имеющихся источников света или, при необходимости, введя дополнительный свет.

Природа света на телевидение и в кино

В кино и на ТВ в качестве средств передачи информации выбраны визуальные средства. Поэтому конечным продуктом всех манипуляций с объективом, положением камеры и освещением должны быть визуальные образы, которые человек может воспринять. Основные понятия о том, как мы видим мир, помогут при выборе композиции кадра и постановке освещения.

Есть значительные различия между тем, как воспринимает сцену глаз, и тем, как камера преобразует свет в электрический сигнал. При освещении нужно учитывать эти различия и вносить соответствующие поправки.

Функция света на телевидение и в кино

Одной из целей освещения является создание диапазона контрастов, либо удовлетворяющих требованиям телевизионного тракта, либо выражающих творческую мысль создателей. Яркость отражающей поверхности воспринимается человеком по-разному, в зависимости от яркости окружающих её других поверхностей. Человеческое зрение реагирует на равные изменения уровня яркости по логарифмическому закону. Это имитируется изменениями на шкале серого. Как описано в разделе «Цветовая температура«, глаз постоянно адаптируется к изменениям цвета и обладает гораздо большим, чем у камеры, динамическим диапозоном по яркости.

Измерение света

Дадим определения основных световых величин.

Световой поток F- мощность лучистой энергии, взвешенная по кривой видности; измеряется в люменах (лм).

Отношение светового потока F к площади освещаемой им поверхности называется освещенностью (Е); измеряется вы люксах (лк). 1 лк = 1 лм / м².

Сила света I источника — отношение светового потока к телесному углу, в котором он распространяется; измеряется в канделах (кд).

Яркость L — мера света, отраженного от поверхности; измеряется в апостильбах (асб) или кд / м² (1 асб = 0,3193 кд / м²).

свет, измерение света, яркость, сила света, световой поток
Измерение света — Яркость

Закон обратных квадратов

Световой поток, излучаемый точечным источником с силой света 1 кд в телесном угле, равен 1 лм. см рис.

свет, закон обратных квадратов, закон света
Закон обратных квадратов

Если удвоить расстояние от источника света до заштрихованной поверхности, то ее освещенность будет равна 1 лм на 4 м² или 0,25 лм / м². Таким образом, удвоение расстояния от источника света до объекта вчетверо уменьшает уровень освещенности (лк) объекта.

Закон косинусов

Если угол между поверхностью и лучом света, ее освещающим, меньше 90°, то освещенность этой поверхности уменьшается пропорционально косинусу угла между лучом света и перпендикуляром к этой поверхности. Таким образом, если этот угол составляет 30°, то освещенность поверхности уменьшится до 86 % (cos 30° = 0,86).

Измеритель света

Он предназначен для измерения света, падающего на объект. Для вычисления соотношения между основным и заполняющим светом установите измеритель непосредственно рядом с лицом персонажа и поверните его сначала к источнику основного, а затем к источнику заполняющего света. Отношение результатов этих измерений и даст отношение контраста на лице.

Характеристики света и освещения на телевидение

Оператор (с осветителем) может достичь нужных ему в данном кадре результатов, манипулируя так же, как гончар глиной, четырьмя характеристиками света — качеством (жесткий, мягкий), направлением (передний, боковой, задний, нижний, верхний и так далее), источником получения (местный свет, дополнительный свет) и цветом. Автоматические регулировки камеры часто не могут различить приоритетов кадра, поэтому они должны быть отключены. По аналогии с этим, просто принять существующую осветительную ситуацию — значит отказаться от самого мощного средства создания образа. Местный свет (имеющийся в распоряжении) — это любая комбинация солнечного и/или искусственного освещения на данной съемочной площадке.

Качество света на телевидение

Качество света, получаемого от естественного или искусственного источника, часто определяют как «жесткий» или «мягкий». Точечный источник (небольшое по размеру светящееся тело, находящееся на достаточном расстоянии от объекта) создает одну тень с четко очерченными краями. Ничем не закрытые солнце или луна являются источниками жесткого света. Жесткое освещение показывает форму и текстуру объекта. Если оно обеспечивается осветительным прибором, то его можно сформировать и направить точно в нужное место кадра. Теневые области изображения (те, где света нет или очень мало) часто играют важную роль в композиции и в атмосфере кадра. Светлые и темные области кадра помогают создать общую композицию и направляют внимание зрителей на определенные места и действия в кадре. Тени на лице подчеркивают его форму и характер.

Управление светом на телевидение

Мягкий свет создают большие по размеру (относительно объекта) источники света, дающие множество перекрывающихся теней с мягкими краями. Этот  свет скрадывает текстуру объекта. Мягким светом управлять труднее, чем жестким, но его часто используют для смягчения эффекта от жесткого света. Например, глубокую тень позади освещенного солнцем персонажа подсвечивают солнечным светом, отраженным от большого рефлектора.

То, сколько света используется и куда он направлен, является ключом к характеру изображения. Ярко освещенный кадр без или с небольшим количеством теней считается жизнерадостным и возбуждающим (high key). Изображение с большими тенями и редкими светлыми местами (low key) выглядит сумрачным, угрожающим или таинственным.

Направление света

Направление, с которого освещена какая-либо часть изображения, влияет на общую композицию и атмосферу кадра. Часто при установке осветителей их свет направляют так, как будто объект освещен «естественным» источником света, имеющимся в кадре (окно или настольная лампа в интерьере кадра).

Источники света на телевидении и в кино

На съемках первых фильмов использовалось естественное освещение. Искусственные источники света стали применять для большей гибкости съемочного процесса и экономической надежности (то есть, чтобы съемку можно было вести при любой погоде). Бала предложена система освещения лиц (наиболее часто встречающийся на съемках художественных фильмов объект), состоящая из основного света (key light), подчеркивающего (лепящего) черты лица, мягкого света (soft light) для сглаживания эффектов основного света и заднего (back light), отделяющего лицо от того, что находится сзади. Трехточечное освещение все ещё широко практикуется, хотя использование заднего света в производстве художественных фильмов уже вышло из моды.

Мода на освещение в кино

Погоня за «естественным» видом изображения вызвала моду на освещение больших частей кадра отраженным светом (от светлых панелей, потолка и прочего). От лепки черт лица почти отказались и общий вид его стал мягче. Для усиления реализма (и благодаря наличию высокочувствительных камер) многие сцены снимаются с имеющимся освещением. Часто это бывает вынужденным, например при съемке документальных сюжетов. В таких случаях часто нет времени на установку осветительного оборудования. К тому же освещение иногда раздражает участников, да и вообще сам факт съемки при ярком освещении вреден для целей создания убедительной записи «непридуманной реальности».

Яркость

То, насколько ярким кажется один объект по сравнению с другим, зависит от зрительного восприятия. Этим же определяется степень изменения яркости. В комнате лицо на фоне окна днем покажется темным. При той же самой освещенности лица на фоне окна ночью оно покажется светлым. Цвета светлеют на темном фоне и темнеют на светлом.

Восприятие яркости

серый цвет, шкала градаций серого, градации серого, свет
Шкала градации серого

Шкала серого имитирует восприятие яркости и состоит из серии полос разной яркости, начинающейся с полосы пика белого и далее с уменьшением по яркости в 1 / √2 раза на каждой ступени. Глаз ощущает это как равные изменения яркости. Эта логарифмическая прогрессия подобна характеристике чувствительности уха к равным изменениям уровня звука. Шкала серого начинается с полосы 60%-ной отражательной способностью и последующим ее уменьшением ступенями в 1 / √2 раза (0,5 деления шкалы диафрагмы). Фоном служит поверхность в виде кусочка черной не отражающей ворсистой бумаги или черного бархата.