Основной набор аппаратуры для работы со звуком

При натурных съемках нужен остронаправленный микрофон, который поможет избавиться от мешающих фоновых звуков. Нужна и высококачественная гарнитура (с одним или двумя наушниками). Кроме того, в набор аппаратуры для работы со звуком должны входить:

  • пара радиомикрофонов;
  • пара петличных микрофонов с зажимами или липучкой для крепления на месте;
  • стоечный динамический микрофон (надежный и универсальный);
  • остронаправленный микрофон, которому нужна стойка на амортизаторах, поролоновый ветрозащитный щиток для работы в помещениях, ветрозащита для работы вне помещений и шерстяная ветрозащита для работы при очень сильном ветре;
  • зажимы и стойки для микрофонов;
  • микрофонные кабели и удлинители с разъемами XLR;
  • согласующий трансформатор.

Что нужно для работы со звуком

Для работы со звуком на более высоком профессиональном уровне (например, для записи музыки) можно взять в аренду другие типы микрофонов. Для любого микрофона, используемого натурных съемках, нужны специальная ветрозащита и зажим или стойка.

Разъемы типа XLR

Разъемы типа XLR (eXternal, Live, Return) используются в симметричных микрофонных цепях. Используют их для работы со звуком в симметричных цепях с сигналами высокого уровня. В разъеме три контакта: земля и два горячих. На конец микрофонного кабеля, присоединяемого ко входу микшера или монитора, принято устанавливать разъем с гнездами. Разъем со штырями распаивается на конце кабеля, присоединяемом к источнику сигнала.

для работы со звуком, Разъемы типа XLR
Разъемы типа XLR.

Кабели

Для работы со звуком микрофонные кабели во избежание наводок должны быть сбалансированы по экрану или по конструкции быть четверкой звездной скрутки. Чтобы не было петель, кабель должен быть гибким. Полезно иметь набор кабелей разной длины: 2, 4, 6 м. При съемке ручной камерой с присоединенным к ней звуковым кабелем остерегайтесь натяжения этого кабеля при зацепе за препятствие. Это может сбить кадр и поломать камеру.

Накамерный микрофон (пушка)

Использование накамерного микрофона имеет много недостатков, но без него не обойтись в новостийных съемках. Следует только позаботиться о том, чтобы в него не попадали шумы, создаваемые работой камеры. Кроме того, используя остронаправленный микрофон, требуется проверка, соответствия звука, принимаемого микрофоном, записываемому изображению. При возможности используются микрофоны самого лучшего качества. Обычно в микрофонах, поставляемых с камерами, имеются встроенные фильтры, ослабляющие частоты ниже 250 Гц. Это сделано для ослабления шума ветра, так как поставить большую ветрозащиту на камеру нельзя по конструктивным соображениям. Фильтры же ослабляют шумы ветра и дорожного движения. Если в вашем камкордере предусмотрено подавление шумов при использовании накамерного микрофона, то непременно включите эту функцию.

Сигнал для общего пользования (Pool feed)

На пресс-конференциях, театральных представлениях, концертах, презентациях и тому подобном часто для общего пользования предоставляется выход с сигналом системы громкого вещания. Этот выход может быть несимметричным, и для балансировки потребуется симметрирующий трансформатор или блок согласования (direct injection, DI). В этих устройствах обычно имеются несимметричный вход (1/4″ разъем с рычажным фиксатором) и симметричный выход (разъем типа XLR), соединяемый кабелем со звуковым входом камеры на задней стенке. Блок согласования надо питать от встроенной батареи. В нестандартной съемочной ситуации может помочь набор кабелей и переходных устройств. Сигнал от несимметричной линии громкого вещания можно подать на камеру через радиопередатчик, на вход которого сигнал нужно подать через делитель. Если на пресс-конференции только один оратор, то можно использовать радиомикрофон, что позволит избавиться от кабелей, протянутых через весь зал. Но в этом случае необходимо проверить, не работают ли на используемой им частоте радиомикрофоны других съемочных бригад.

Фазирование (акустическое)

Если два человека с микрофонами в руках стоят рядом, то возможно, что голос одного (более громкий) будет записан с обоих микрофонов. Это вызовет изменение громкости записанного звука, возникающее из-за сложения при записи одинаковых звуков с разными фазами. Фазовый сдвиг пропорционален расстоянию между людьми. Этого можно избежать, устанавливая правильный уровень записи только тогда, когда говорит человек, держащий этот микрофон. Когда съемку ведет один оператор, без помощников это сделать невозможно. Если эта проблема становится серьезной, то лучше используйте один микрофон или записывайте каждого оратора на отдельную дорожку, а в комментариях дайте монтажерам указание по балансированию двух дорожек. Этот прием, называемый «расщепленная» запись, является одним из излюбленных (если достаточно времени для постпроизводства), поскольку при монтаже простое сложение сигналов с двух дорожек не устраняет проблемы окрашивания звука.

Проверка фазирования микрофонов

Если при съемке будут использоваться несколько микрофонов (например, четыре микрофона для четырех выступающих, сидящих за одним столом), то предварительно надо проверить их фазировку (электрическую) в общей цепи. Для этого, подавая испытательный сигнал, по очереди поднимайте усиление в цепи каждого микрофона. Если при этом в общей цепи наблюдается спад низких частот, то данный микрофон или его соединительный кабель распаян неправильно. Дефект можно временно устранить переключением фазы на микшере, но потом причину надо найти и устранить.

Эффект близости

Во время натурных съемок, во избежание записи посторонних шумов, говорящих в микрофон просят держать его поближе ко рту. При этом у многих микрофонов проявляется подъем низких частот, особенно если голос мужской. Но в некоторых ручных микрофонах, сконструированных специально для использования эстрадными певцами, этого подъема нет. Тогда при работе с ними на обычном расстоянии появляется завал низких частот. Для использования в интервью такие микрофоны непригодны.