Телевизионный микрофон



Принцип работы микрофона можно рассмотреть на одном из самых популярных видов – катушечном. Его функция основана превращение звуковых волн в электрический сигнал. Звук распространяется создавая пульсацию воздуха вокруг, что влияет на микрофонную мембрану, которая оказывает своеобразное давление на катушку индуктивности находящуюся в магнитном поле, что создает в ней электрический ток. Электрический сигнал отличается мощностью зависящей от громкости и времени воздействия звуковых волн на мембрану. Принцип действия телевизионного микрофона аналогичен в разных типах устройств, даже в беспроводных радиомикрофонах.

катушечный микрофон, виды микрофонов, принцип работы микрофона, действия микрофона, улавливание звуковых волн, запись звука, из чего состоит микрофон, как работает микрофон, телевизионный микрофон, зачем магнит в микрофоне, как сделать запись звука,
Принцип работы катушечного микрофона

Какими бывают телевизионные микрофоны и какой выбрать

Правила съемки видео включают в себя серьезное отношение ко всем компонентам видео материала. К сожалению многие операторы уделяя внимание цели съемки совсем забывают про качество звука. При съемке много времени уходит на красивую композицию кадра и регулировку профессиональных настроек камеры. А разбираться в ассортименте телевизионных микрофонов – это отдельная наука. В большинстве случаев на серьезные телесъемки в помощь оператору выезжает помощник по звуку (техник ТЖК). И тогда выбор подходящего для  конкретного случая микрофона ложиться на его плечи.

Что влияет на выбор микрофона

Использование разных типов телевизионных микрофонов для конкретных съемочных задач, при определенных условиях записи видео и звука, обуславливается принципами работы микрофона, также следует учесть другие факторы, приводимые ниже, влияющие на то – какой микрофон подойдет больше в набор аппаратуры для работы со звуком, с целью получения качественного аудио сопровождения:

  • Природа источника звука (например – речь, ударные поп-группы, пение птиц и т. д.);

    звук - это, что такое звук, как отображается звуковая волна, от чего зависит звук, амплитуда, частота, источник звука, характеристики звука, колебания, что улавливает микрофон, как выглядит график со звуком, линия звука, ровный линейный звук,
    Звуковая волна
  • Согласованность технических характеристик микрофона с источником звука (частотная характеристика, переходные характеристики, чувствительность, динамический диапазон и направленность);
  • Механические характеристики микрофона – такие, как размер, внешний вид, прочность, ветрозащищенность, влагостойкость, стабильность, надежность и т. д.;

    тв микрофон, микрофон для интервью, разные размеры микрофонов, микрофоны разных типов, запись звука через микрофон, какие бывают микрофоны, какой микрофон лучше,
    Телевизионные микрофоны
  • Совместимость – кабельные разъемы, приборные разъемы и переходники, согласованность входных / выходных сопротивлений, необходимая длина кабелей, связь с другим звуковым оборудованием;

    переходники микрофонные, разъем, звуковые входа, какой разъем у микрофона, какие бывают звуковые разъемы, совместимость микрофонов, согласованность разъемов, согласованность сопротивлений, микрофонный интерфейс, длина кабеля, звуковое сопровождение, связь с другим звуковым оборудованием, как подключить микрофон, два микрофона, какой разъем нужен, какой разъем лучше,
    Микрофонные разъемы
  • Условия питания;
  • Съемочный бюджет – доступность и стоимость аренды микрофона.

Основные типы  телевизионных микрофонов

Есть два основных типа микрофонов используемые на телевидение: с подвижной катушкой – динамические и конденсаторные – электростатические. Другой тип ленточный – применяется в основном на радио или в других чисто звуковых целях. Рассматривать мы его не будем, но уточним что его особенности иногда привлекаются для создания конденсаторных микрофонов. Также проанализируем производные микрофоны от электростатического типа, создающие свои подвиды, приспособленные исключительно к телевизионным видео съемкам: накамерный микрофон (пушка), микрофон петличного типа, и за кадровый микрофон с удлиняющей ручкой – удочка.

  1. Микрофон с подвижной катушкой или динамический. Полярная диаграмма этого микрофона может быть всенаправленной или кардиоидной, то есть иметь мертвую зону сзади микрофона. Этот микрофон журналист может использовать в качестве “ручного”, но следует быть осторожным при работе с ним. Такие микрофоны менее чувствительны к шуму ветра по сравнению с другими типами, и в них довольно часто есть встроенная защита от ветра. Хотя в экстремальных условиях и им не помешает дополнительная защита, для чего может достаточно пенопластового щита. Ветровые щиты могут защитить микрофон на некоторое время и от дождя. Звуковая волна должна быть достаточно сильной для того, чтобы мембрана дала соответствующее давление на катушку, а та в свою очередь создала оптимальное напряжение. Эта особенность и объясняет то, что электродинамический микрофон не так восприимчив к окружающему шуму и искажениям, как электростатический.  Массивность микрофонной мембраны приводит к искажениям АЧХ в области верхних частот вообще и фронтов сигнала в частности, но играет и положительную роль: меньше искажений при работе с громкими звуками, меньше риск возникновения обратной связи (feedback), меньше чувствительность к посторонним звукам, которые возникают при перемещении микрофонов. Это особенно важно для записи интервью.

    журналистский микрофон, журналист держит микрофон, два микрофона у корреспондента, шумы в микрофоне, запись интервью, заметки журналиста, какой микрофон выбрать, телевизионный микрофон, динамический микрофон, электродинамический, микрофон с ветрозащитой, специальный микрофон, уличный микрофон,
    Электродинамический микрофон для интервью на телевидении
  2. Электростатический микрофон. Он сочетает в себе лучшие качества вышеописанного и ленточного, но требует для своей работы питания. Питание можно обеспечить, встроив батарею, но можно и подать от видеокамеры или из АСК. Такой источник питания (+48 В) называется “фантомным“. Есть и другие типы источников питания конденсаторных микрофонов: 12 В А/В или Т-питание (Т-Power). Перед подключением проверьте соответствие микрофона и источника питания. Среди электростатических микрофонов различают конденсаторные (англ. condenser) и электретные (англ. electret, back-electret), но собственно электростатическими (electrostatic) в спецификациях могут быть названы как раз последние. В тракте электростатических микрофонов по необходимости должен присутствовать источник постоянного тока и предусилитель, согласующий выход микрофонного капсюля с входом нагрузки. Постоянное напряжение 48…200 В применяется в конденсаторных микрофонах как для поляризации мембраны, так и для питания предусилителя. В универсальных (или студийных) микрофонах, как правило, используются мембраны большого диаметра и ничтожно малой массы. За счет этого такие микрофоны обладают высокой чувствительностью и практически линейной АЧХ. При этом они легче динамических, что позволяет отдавать им предпочтение при использовании “удочек” и кранов. Это можно отнести к положительным сторонам в случаях озвучивания общего плана и работы в тон-ателье, где методика не отличается от традиционной звукозаписи: сами исполнители и звукорежиссер строго контролируют общий и индивидуальный уровни громкости. Но критичная перегрузка студийного микрофона, независимо от его направленности, может привести не только к отвратительно звучащим искажениям, но и к разрушению мембраны. А ремонт хорошего конденсаторного микрофона стоит очень дорого. К тому же, студийные микрофоны по дизайну мало подходят для “живой” съемки – вот почему постановщики, редакторы и продюсеры программ выступают против их использования, например, в ток-шоу.

    фантомное питание, блок питания микрофона, конденсаторный микрофон, питание 48В, как питается электронный микрофон,
    Фантомное питание для электростатического микрофона

ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО МИКРОФОНА - 
Звуковые колебания снимаемые микрофонной мембраной вызывают
пульсацию в ней, что в свою очередь приводит к появлению
импульса на конденсаторе и образованию заряженных частиц.

Узкоспециализированные телевизионные микрофоны

С теми же принципами работы, но с механико-акустическими характеристиками для особого назначения, подогнанными для запросов телевизионной кухни, создаются микрофоны конкретных ролей и новых видов –  “пушки”, “петлички” и “удочки”.

НАКАМЕРНЫЙ микрофон – Пушка

Не только специфическая структура накамерного микрофона, но и рабочие характеристики дают ему такое название. Основное предназначение у пушки – стрелять, так и с данным типом микрофона, его наводят на источник звука из далека, а его направленность позволяет работать на приличной дистанции. Которая в свою очередь зависит от чувствительности. Профессиональные телевизионные видеокамеры комплектуются пушкой сразу при продаже, так как иного варианта записать на них общий звук по умолчанию нет.

принцип работы пушки, микрофон пушка, накамерный микрофон, микрофон с хорошей направленностью, схема работы, как работает пушка, телевизионный микрофон, микрофон для съемок, микрофон для интершума, как записать общий звук, запись звука, телевизионный микрофон на камере, специальный микрофон для видеокамеры, выбор микрофона,
Накамерный микрофон пушка

В отличие от обычных микрофонов, “пушки” принимают звук не на плоскость мембраны, а вдоль линии корпуса-звуковода, совпадающей с направлением на источник звука. Звуковод – это акустически открытый “ствол”, представляющий собой металлическую трубку диаметром 10…30 мм со специальными щелевыми отверстиями, размещенными круговыми рядами по всей его длине. Конденсаторный микрофонный капсюль упрятан глубоко внутри. Поскольку скорость осевого распространения звуковых волн вне трубки и внутри нее одинакова, очевидно, что по оси направленности волны, проникающие в звуковод через все щелевые отверстия, будут складываться по фазе. И наоборот, звуковые волны, приходящие под некоторым углом к оси направленности микрофона, будут рассогласованы по фазе, так как в этом случае скорость их распространения внутри звуковода будет больше, чем осевая составляющая скорости звука снаружи. Именно поэтому чувствительность “пушки” вне оси направленности – сбоку и сзади – минимальна.

Микрофон – Петличка

Микрофон петличного типа был назван так из-за специфического внешнего вида и способа прикрепления к говорящему. Но со временем появились и другие методы крепежа например на голове с помощью ободка, а название петличка осталось. Любой вариант фиксации микрофона направлен на достижение максимальной близости его с источником звука.

виды петличек, телевизионный микрофон, какие бывают петлички, как используют петличку, что такое петличка, маленький микрофон, невидимый микрофон, микрофон для прямого эфира, лучший микрофон для голоса, микрофон ближнего действия,
Петличный микрофон
Микрофоны петличного типа освобождают руки журналиста,
а без проводные радио вариации ещё и позволяют свободно
передвигаться по съемочной площадке. Но всё же активного
движения может не получиться из-за их повышенной 
чувствительности к любому шуршанию.
Микрофон – удочка

Микрофонная удочка может использоваться при разных типах и стилях съемки. Это касается как телевизионных видеосъемок, так и кино производства. Основная задача данного устройства максимально приблизить звуковоспринимающее устройство к диалогу между снимаемыми персонажами, и в то же время оставить его не заметным для видеокамеры.

микрофон, диалог, кино микрофон, теле микрофон, телевизионная удочка, спец микрофон, как записывать звук на расстояние, удлиненный микрофон, направленный микрофон, микрофон на палке, держать микрофон, съемки с микрофоном,
Телевизионная микрофонная удочка
Основным звеном данного оснащения — безусловно является, сам микрофон,
а не удлиняющаяся палка с проложенным внутри кабелем. Но в тоже
время удочка должна быть из качественных материалов, чтобы не возникало
дополнительных шумов во время записи.

Основные параметры которые следует понимать при выборе и использование телевизионных микрофонов

Большое влияние на характеристики микрофона оказывает его конструкция и механико-электрическая основа. Если рассматривать узкоспециализированные типы микрофонов для телевидения, то следует обратить особое внимание на ниже перечисленные:

Направленность микрофона

Микрофоны преобразуют акустическую энергию (звуковые волны) в электрическую мощность. При этом на диафрагму микрофона изменения давления могут действовать как с одной стороны (микрофоны, работающие от давления), так и с обеих сторон (градиентные микрофоны). Характеристика направленности микрофона будет зависеть от того, какой из этих принципов работы принят для данного микрофона, и от его конструкции. Направленность микрофона очень важна при натурных съемках, когда нужно избежать или уменьшить нежелательные фоновые звуки. Направленность микрофона зависит от частоты звукового сигнала. Характеристику направленности можно построить в полярной системе координат. Вокруг выбранного центра строят кривую, у которой расстояние каждой точки до центра пропорционально чувствительности микрофона к сигналу, приходящему по линии, соединяющей центр с этой точкой.

микрофон, график чувствительности, чувствительность микрофона, направленность микрофона, как работает микрофон, направленность телевизионного микрофона, какой микрофон выбрать для интервью, куда направлен микрофон, как защищен микрофон, как собирает звук микрофон, акустический микрофон, направление микрофона,
Направленность микрофона.

Чувствительность микрофона

микрофон, график микрофона, чувствительность микрофона, график чувствительности микрофона
График чувствительности микрофона.

Чувствительность микрофона измеряется в милливольтах на паскаль (мВ/Па), но чаще используется относительное значение в децибелах по отношению к 0 дБ линейного уровня. Чем больше это значение (приводимое со знаком “минус”), тем менее чувствителен микрофон. Например, чувствительность ручного динамического микрофона составляет около – 75 дБ, а у короткого конденсаторного – порядка – 55 дБ. Обычно чувствительность камеры по микрофонному входу около – 70 дБ. Это значит, что к этому входу можно напрямую подключать большинство типов микрофонов.

Связь с ведущим в студии на телевидении