Вопрос надо задавать так что бы интервьюируемый не смог ответить односложно (да/нет), а отвечал развернуто без дополнительных вопросов и просьб. На вопросы с вариантами ответа тоже можно ответить односложно, просто выбрав ответ который больше подходит, даже если это не совсем правда. Большинство людей не привыкли разговаривать с журналистами, и не готовы к тому, что их покажут на весь город, область или даже страну, поэтому уходят в психологическую защиту. Как избежать неправильных вопросов? Начинать своё вопросительное предложение желательно с специальных слов «кто», «что», «когда» и т.д.

Как научиться задавать правильные вопросы
Прежде чем что-сказать вслух, каждый человек, сначала проводит беседу с самим собой. Умение задавать правильные вопросы себе. Правильная расстановка фраз, создание грамотного внутреннего разговора. Поможет научиться задавать правильные вопросы в общение с любым собеседником. Общение с собой, это не признак психического расстройства. Это тренировка выражать свои доводы. Таким образом вы проверяете на себе тактичность и необходимость этих вопросов + грамотность и отдачу. От этого разговора зависит наше поведение, и дальнейшее общение с людьми.
Как нужно правильно спрашивать
Смысл подачи себе вопросов — в исследование и оценке получившегося диалога. Для начала запомним правильные вопросы, а потом будем правильно их задавать: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?
Спрашивающий представляет центрового в данный момент, и ведет за собой отвечающего, туда куда сам захочет. За счет вопросов не только узнается нужная информация. Сначала они помогают сблизится и наладить взаимоотношения (не зависимо от того какие они были). Но этого нельзя добиться на опросе или допросе. Поэтому стоит следить чтобы интервью оставалось в формате взаимного диалога.

Правильная постановка вопроса во время интервью
Если ответ всё же не получен, то попробуйте задать его другими словами. А если ответ дан, но он не точен или не ясен, то стоит переделать ответ человека в новый уточняющий вопрос.
От хорошей формулировки вопроса зависит дальнейшее общение с человеком от которого вам нужна информация, поэтому рекомендуется задавать вопрос так чтобы:
- Стимулировать партнера, а затем позволить ему выразить все свои мысли, чтобы он самостоятельно открыл все сведения по данному вопросу.
- «Оживить» — высказав свое мнение с плавным переходом к беседе с информирующим вас человеком.
- Весь разговор перенаправить в том направление, которое интересует именно вас и ваших зрителей или читателей.
- Когда общение началось и диалог получается, не отдавать активность, иначе удержать в нужной «колее» не получиться.
Виды вопросов используемые в журналистике
- Закрытые вопросы. Данный вид используется если требуется однозначный ответ (утверждение или отклонение опрашиваемого), «да» или «нет». Вопросы закрытого типа нужны для перевода диалога в конкретное русло.
- Открытые вопросы. Как раз этот вид является основным в журналистике. С их помощью вы можете собрать новые данные или получить более подробные сведения. Открытые вопросы стимулируют собеседника к размышлению, дают возможность оценить его позицию, показывают причастность к затронутой теме. Их можно спрашивать в разных вариациях.
Для того чтобы изучить обстоятельства: "Что имеется?", "Сколько?", "Как решается?", "Кто?". Для того чтобы получить оценку происходящего: "Что вы думает по этому поводу?", "Как вы относитесь к этому?". Для уточнения причины: "Из чего вы исходите?", "А почему именно так?", "Чем это обусловлено?". Даже можно попросить подсказку с помощью вопроса: "О чем мы забыли?", "Какой вопрос мы не обсудили?", "Что упущено?".
Свойства открытых вопросов:
- Стимуляция интервьюируемого, за счет необходимости обдумывать ответы;
- Собеседник на свой манер подбирает сведения и обоснования, которые хочет нам сообщить;
- Отклонение оппонента от излишней скромности, отчужденности и удаление моральных преград в общение с журналистом;
- Опрашиваемый начинает быть ресурсом сведений, справок, уточнений, мыслей и вариантов.
Таким образом давая ответ на открытый вопрос, участник диалога может отойти от заданной темы и определенного показания, уведя разговор в сторону или открыть только полезные для него сведения. Поэтому советуем узнавать нужное и с помощью других видов вопросов.
Узконаправленные виды вопросов
- Основные вопросы — составляются журналистом на телевидение, предварительно перед съемкой сюжета, бывают как открытыми, так и закрытыми.
- Второстепенные, или последующие вопросы — внезапные или продуманные, их спрашивают для конкретизации и детализации уже прозвучавших ответов на основные вопросы.
- Уточняющие вопросы — предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновения сомнений, чтобы уточнить нюансы.
- Наводящие вопросы — это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное информационное русло.
Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.
Общая разновидность вопросов применяемых в различных сферах
- Риторические вопросы — их функция произвести определенное воздействие на человека и получить соответствующий отзыв, но не в виде ответа (обеспечить лояльность, заинтересовать, подчеркнуть и напомнить про незавершенную тему). В конкретном ответе такие вопросы не нуждаются. Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Согласие и осознание будет подтверждено молчанием вместо ответа.
- Провокационные вопросы — задаются с целью вызвать у собеседника эмоции, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие, но и оно иногда необходимо для пользы дела. Задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросаете вызов.
- Сбивающие вопросы — переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло.
- Эстафетные вопросы — направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».
- Вопросы демонстрирующие знания — Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения.
- Зеркальный вопрос — содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость.
- Альтернативный вопрос — задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.
- Вопрос, заполняющий молчание. Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.
- Успокаивающие вопросы — могут оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.