АСК – аппаратно-студийный комплекс


АСК – это важнейшее техническое подразделение на телевидение. Он наполнен профессиональным оборудованием, большинство места в аппаратных занимает телевизионный тракт для обработки видео и звука, а также специальные устройства для записи и воспроизведения их, управление эфиром также непосредственно связанно с аппаратно-студийным комплексом. Из его состава можно выделить несколько полноценных самостоятельных отделов, таких что на некоторых телеканалах будут обособленными. Но для простоты обслуживания и удобства в работе, обычно их объединяют в один большой комплекс аппаратных.

Обзор аппаратно-студийного комплекса

Телевизионная студия основная база или даже фундамент для  всего производства контента, так как создание видеоматериала в достаточном для эфира объеме только на выездных сюжетах невозможно. Студийные съемки требуют больших технических возможностей, что является осуществимым при включение её в аппаратно-студийный комплекс. Независимо от декораций в студии всегда есть телевизионное освещение. Она постоянно в центре внимания, так как в ней происходит то, что вскоре увидят миллионы зрителей. И для этого вокруг неё создают технические помещения с обрабатывающим видео и звук оборудованиемаппаратные для передачи сигнала на передающий центр, комнаты мониторинга с режиссерскими и звукорежиссерскими пультами, видеозаписывающая и воспроизводящая аппаратура.

аск, аппаратно студийный комплекс, оборудование для студии, студийное аппаратура, настройка кадра в студии, управление эфиром, режиссерское оборудование,
Телевизионная студия с оборудованием

Её можно сравнить с залом в театре. Декорации установлены в той части студии, которую увидят все телезрители, как на сцене. На против театральной сцены в зале сидят люди, а на телевидение стоят телевизионные видеокамеры.

теле сцена, телестудия, ряд камер, много видеокамер, студийная съемка, аск, камеры для записи, оборудование аск, красивая студия, телевидение
Телевизионная сцена

Микшерный пульт позволяет выбрать видеорежиссеру ту камеру которая будет сейчас в эфире, так осуществляется прямо-эфирный монтаж. Звуковым микшерным пультом управляет звукорежиссер и определяет какой звук будет в передаче, со студийного микрофона или с другого источника.

микшерный пульт на эфире, аск, звукорежиссерский пульт, видео режиссерский пульт, видеостена, мониторы для мониторинга, эфир на тв, съемка программы, прямой эфир, много мониторов,
Видеорежиссерский и звукорежиссерский микшерные пульты в АСК

В технической аппаратной у видеоинженера свои пульты и регулировки в основном для контроля качества видео и мониторинга всего эфира, а также для настройки камер с помощью осциллографа.

аск, техническая, оборудование на тв, аск тракт, тракт телевидения, что такое аск, видеоинженер, где сидит видеоинженер, состав аск, аппаратная с осциллографом, мониторинг видео, мониторинг эфира, тв эфир на аск
Техническая аппаратная в АСК

Состав аппаратно-студийного комплекса телевидения

Для того чтобы студия была не просто красивым помещением, а полнофункциональным объектом для любых видов съемок и трансляций, её наполняют техническим оборудованием входящем в состав аппаратно-студийного блока. Телекомпании бывают разных типов: частные и государственные, мелкие и крупные, региональные и федеральные, кабельные и спутниковые. В зависимости от типа телевидения, разными будут и их составляющие. В том числе состав аппаратно-студийного комплекса будет масштабнее и более оборудован в крупной телекомпании, чем на небольшом региональном телеканале.

план АСБ, телевидение АСК, аппаратно - студийный блок, схема телевидения, состав аппаратно-студийного комплекса, как проходит сигнал на тв, тв сеть, из чего состоит телевидение, состав телеканала,
План аппаратно – студийного комплекса телевидения.

Производство студийного контента разделено по возможности между несколькими аппаратными, установленными около студии, для удобства.

АСБ – аппаратно-студийный блок

Судя по плану АСК все сигналы в итоге стекаются в ЦА (центральную аппаратную), но все же центром по производству телепередач мы выделяем именно АСБ. К тому же он занимает больше всего пространства и ресурсов. Техническое оборудование аппаратно-студийного блока, а также технический персонал, выполняют задачи по обеспечению творческого персонала, всем необходимым для записи или прямого эфира. Таким образом сотрудничество творческих и технических работников здесь выражается чаще где-либо ещё на телевидение.

Функция аппаратно – студийного блока

Аппаратно – студийный блок как по значимости так и по объему занимает много места в аппаратно – студийном комплексе. Благодаря большому количеству входящего в него оборудования, использование других источников почти не требуется.

  • разработка телевизионного сигнала;
  • обработка видео от студийных видеокамер;
  • коммутирование, ранжирование и распространение сигнала, для первоначальной подачи их на программный видеомикшер и на стену мониторов;
  • набор источников для применения к ним искусных спецэффектов, трансформации и превращения одного кадра в другой;
  • производство передачи, управление режиссером изготовлением конечного, составного рисунка (кадра) из разных образов и представлений;
  • мониторинг эфира и записи, и источников для них;
  • обеспечение внутренней связи на эфире, и внешней связи с остальными аппаратными телевидения.

Звуковой пульт

У звукорежиссера свой микшерный пульт, но принцип работы похож. Коммутация звукового канала начинается с подключения микрофона к длинному кабелю с определенным номером. Далее кабель подключается к звуковой розетке в стене, и оттуда попадает в коммутационный шкаф. В звуковом шкафу можно сделать коммутацию в ручную, иначе кабеля под теми же номерами идут к пульту. В пульте кабели подключаются к определенным дорожкам, заранее обговоренными с звукорежиссером. Звуковые дорожки можно объединять между собой, или отключать их от выхода пульта и использовать как прослушку.

Техническая аппаратная

Аппаратная видео-инженера отличается от аппаратной видео-режиссера наличием источников видео. Техническая аппаратная предназначена для мониторинга и настройки видео-тракта. Режиссер контролирует камеры на правильность кадра и компьютеры с другими источниками, на наличие в них нужного контента. Задача видео-инженера чтобы качество с всех источников соответствовало всем стандартам. Также технический персонал обеспечивает работоспособность всего оборудования, и производит своевременную профилактику. Для контроля качество видео иногда недостаточно субъективного просмотра монитора. Для более профессионального мнения используют осциллограф и другие измерительные приборы. На осциллографе в частности хорошо видны уровни белого и черного цветов.

Центральная аппаратная (ЦА)

Небольшая по площади, и количеству оборудования аппаратная, также входит в состав аппаратно – студийного комплекса. Выполняет самую важную функцию на всем телевидение – передает сигнал произведенный в АСБ и АВЗ, конечному зрителю. Конечно телеканал из ЦА не вещает на прямую в телевизор каждого зрителя. Это задача ОРТПЦ (общественного российского телепередающего центра) или кабельных операторов. ЦА занимается коммутацией любых сигналов, как входящих так и исходящих. Входящие сигналы используются на телевидение для изготовления программ или для врезки в них. Исходящие сигналы это в основном сам эфир телеканала, передающийся ОРТПЦ, или обменный контент между телевизионными компаниями. Подробнее о разновидностях и предназначение центральной аппаратной в отдельной статье.