Формат 16:9 в телевидение

Следом за переходом с аналогового на цифровое телевидение, в 2019 происходит плавная трансформация всех федеральных телеканалов на формат вещания 16:9 вместо устаревшего 4:3.

16:9 современный формат

Формат 16:9  — соотношение сторон экрана с шириной 16 единиц и высотой 9. Все ценности и достоинства широкого формата были не доступны даже зрителям цифрового телевидения. Квадратные телевизоры формата 4:3 давно вышли из моды, а вместе с этим и с производства и с продажи. А на современном телевизоре или мониторе программа в квадратном формате, дополняется по бокам кадра черными полосами до прямоугольника с соотношением сторон 16 к 9.

16:9 современный формат, Формат 16:9 в телевидение, цифровое телевидение 4 на 3, 16 на 9 или 4 на 3, какой формат,
16:9 современный формат

Другими словами эти параметры можно назвать актуальными в данный момент, а в некоторых случаях и необходимыми. Сообразно выпуску очередных моделей телевизионных камер и телевизионных приемников, соблюдаемых соразмерность сторон 16:9, телеканалы и киностудии преобразовали систему эфира и видеосъемки под новый формат. Всё следовало привести к соответствию нормам новых экранов. Для первоклассной широкоформатной картинки, идентичные соотношения сторон должны быть, как при съемке так и при воспроизведение видео. Федеральное телевидение, в частности каналы входящие в два мультиплекса бесплатного эфирного цифрового пакета, плавно выполнили перевод своего эфира на формат 16:9.

Всё что нужно знать о формате 16:9

При вещание с телекомпании, в видео сигнал встраивается WSS (widescreen signaling)  – дополнительный импульс особого назначения. Его функция заключается в передачи команды телевизору для автоматического определения правильного соотношения сторон. Сигнал WSS помещен в 23 – ю телевизионную строку (для формата 576i) и содержит 14 бит информации. Зрительно WSS представлен в таком виде (см. картинку).

Визуально WSS, wss выглядит, Формат 16:9 в телевидение, внутри сигнала, автоматический переход на 16:9, автосигнал, спец сигнал, гцп всс, wss гцп
Сигнал WSS в 23 строке

На контрольный телеприемник должен быть подан аналоговый низкочастотный сигнал CVBS — PAL с выхода сервера или сигнал, полученный при преобразовании SD SDI с выхода сервера в CVBS (PAL/SECAM). Поскольку телевизоры не поддерживают декодирование WSS в составе HDMI, преобразования SDI-HDMI для проверки использовать не следует (строчка с WSS будет видна, но переключения не произойдет).

В самом телевизионном приемнике должен быть включен режим приема WSS (для телевизоров Philips например, режим отображения «Автоувеличение» активирует функцию переключения форматов согласно WSS-данным).

Проблемы с форматом 16:9

Вот в чем проблема: любой проектор или телевизор имеют свой формат экрана, как правило, 4:3 или 16:9. С другой стороны, фильмы, видео и другой контент производятся и c иным форматом кадра изображения. Традиционные телепрограммы и видео сейчас чаще всего выполнены в формате 4:3, который обозначается еще как «1.33:1» . 4 поделенное на 3 равняется 1.33. Аналогично, материалы, созданные для HDTV в формате 16:9 обозначаются 1.78:1 (16 разделить на 9 = 1.78).

Тем не менее, не только в этих двух форматах производятся видеоматериалы. Для фильмов, музыки, видео и другого контента на оптических дисках используются такие соотношения как 1.33, 1.78, 1.85, 2.00, 2.35, 2.4, 2.5 и так далее. Материалы в HD разрешении с Blu-ray дисков представляются, как правило, в 1.78:1 или в суперширокоформатных форматах 2.35 и 2.4. Таким образом, для соотношения сторон изображения нет никакого универсального стандарта. Поэтому стоит понимать: не важно, какой формат будет у вашего проектора 4:3 или 16:9, он НЕ будет соответствовать всем видео материалам, которые вы захотите посмотреть в естественном формате кадра. Получается, что не существует идеального решения при выборе оптимального соотношения сторон для вашей системы домашнего театра?

Наиболее популярным выбором для домашнего кинотеатра сейчас является проектор и экран с поддержкой 16:9. Но некоторые зрители до сих пор остаются приверженцами классического формата 4:3, так как вся классика кино до 1953 г. была сделана именно в этом формате. Существует также большой интерес к системам в специальном суперширокоформатном соотношении сторон картинки 2.35:1. У каждой из этих трех конфигураций есть свои определенные уникальные преимущества, а также отдельные недостатки, которые следует рассмотреть, прежде чем сделать окончательный выбор.

Формат кадра 4:3: достоинства и недостатки

Достоинства: Если вы хотите смотреть преимущественно классические фильмы, телесериалы или специальные материалы подобные демонстрируемым в кинотеатрах IMAX, формат кадра 4:3 в данном случае наиболее удобен, в сравнении с 16:9. Используя вертикальное электронное маскирование, можно легко перекрыть верхнюю и нижнюю части экрана, когда кто-то захочет посмотреть материалы формата 16:9 или 2.35:1, и открыть экран на полную вертикальную высоту для просмотра материалов формата 4:3.

Недостатки: Большинство, если не все, продаваемые сегодня высококачественные проекторы для домашнего кинотеатра поддерживают естественный формат кадра 16:9. Достаточно трудно найти проектор кадрового формата 4:3, который в системе домашнего кинотеатра может посоперничать с проекторами 16:9 в качестве изображения. А поскольку большинство проекторов 4:3 поддерживают разрешения 800×600, 1024×768, 1400×1050 это означает, что все видеоматериалы должны масштабироваться в соответствии с естественным разрешением проектора.

Формат кадра 16:9: достоинства и недостатки

Достоинства: Для HDTV, широкоэкранных DVD, и Blu-ray фильмов логичным выбором является проектор с кадровым форматом 16:9. Все материалы с поддержкой HDTV вещания в формате 16:9 будут отображаться в полной красе, без черных полос сверху и снизу экранной картинки. Множество материалов сегодня выполнены именно в формате 16:9, наметилась тенденция перевода на этот формат кадра и телепрограмм. На полках магазинов много проекторов формата 16:9 и многие из них разработаны специально для высококачественных систем домашнего кинотеатра.

Недостатки: Хотя экран в формате 16:9 выглядит и великолепно, отображаемые на нем материалы формата 4:3 сосредоточены по центру и могут оказаться совсем маленькими, зажатыми с боков широкими черными вертикальными полосами. В более дорогих проекторах может быть использована система видеообработки, чтобы охватить всю поверхность экрана в любом демонстрируемом формате. Изображение при этом искусственно преобразовывается. Если вы не хотите проблем в виде такой электронной маскировки за дополнительные деньги, то должны смириться с черными полосами на экране во всех форматах кроме 16:9. К счастью, в современных проекторах для домашнего кинотеатра значительно снижен уровень черного, по сравнению с моделями прошлых лет, что делает эти черные полосы менее заметными в затемненном помещении и снижает потребность в электронной маскировке.

Формат кадра 2.40:1: достоинства и недостатки

Достоинства: Но есть фильмы и шире, чем 16:9. Сегодня многие из наиболее популярных фильмов на DVD и Blu-ray дисках сделаны в кадровом формате 2.35 или 2.40:1, а не 1.78:1. Если много ваших любимых картин сделано с соотношением сторон кадра 2.35:1, то хорошим выбором будет система 2.35:1 с постоянной высотой изображения. Традиционный метод проекции снятых в формате 2.35:1 фильмов предполагает использование с проектором 16:9 дополнительной анаморфной линзы x1.33, чтобы растянуть изображение 2.35:1 (1.78 умноженное на 1.33 =2.35). Для просмотра материалов 16:9 и 4:3, необходимо удалить анаморфную линзу из объектива. С другой стороны, хорошим бюджетным вариантом может стать покупка проектора с зум-объективом с увеличением 1.3:1 и экрана 2.35:1, с последующим использованием системы увеличения для переключения между проекциями 16:9 и 2.35:1. Автоматизировать этот процесс позволяет управляемый зум-объектив с системой памяти. Какой бы метод вы ни выбрали, такая система позволит наслаждиться широкоэкранным кино.

Недостатки: Вариант с отдельной линзой стоит дорого. Кроме того, для переключения между форматами фильмов 2.35 и материалами 16:9 или 4:3 необходимо использовать ручную или автоматическую систему управления анаморфной линзой. Наиболее легко это сделать с помощью моторизованной системы, но такой вариант может серьезно увеличить стоимость системы. Дешевые анаморфные линзы могут несколько ухудшить качество изображения. Можно также использовать электронные системы преобразования, чтобы устранить на экране темные полосы при просмотре материалов 16:9 или 4:3, что опять же увеличивает стоимость системы. Вариант с зум-объективом не добавляет особых расходов, но он требует тщательного монтажа проектора и снижает освещенность экрана примерно на 25%. C некоторыми проекторами это может привести к несколько тусклому или размытому изображению.