Правильно выставленный в достаточном количестве свет для съемки видео, гарантирует вещательное качество готового контента. Профессиональное освещение для видеосъемки используется не только на телевидение, но в этой статье мы рассмотрим конкретное оборудование с его техническими характеристиками, которое необходимо для того чтобы получить телевизионное освещение. Все перечисленные лампы и приборы можно использовать и в бытовых домашних условиях при искусственном и естественном освещение, но не каждый видеоблоггер или свадебный видеограф может позволить себе купить дорогостоящее световое оборудование. О том как правильно снимать видео читайте в другой статье.
Список профессионального освещения для съемки видео вне студии
В комплект света для видеосъемки могут входить не только осветительные лампы и светоотражающие устройства, а также рассеивающие насадки, подставки и штативы, светопоглощающие фильтры, электрические провода и удлинители, переносные источники электроэнергии.
- Рефлектор(отражатель, экран). Пластина или лист с зеркальной поверхностью. Незаменим для заполнения или подсветки, отражая в затененные места солнечный свет или свет лампы. Не требует источника энергии и занимает очень мало места. Легко трансформируемая в компактный сверток мобильная конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала. В основном используется для выравнивания уровней освещенности с помощью солнечного света. Отлично подходит для съемки подводок в жаркую погоду. Благодаря ему на лице журналиста будет равномерный красивый свет.

- Накамерный свет. Устанавливается сверху на телевизионную видеокамеру и запитывается от ее батареи или от операторского пояса с аккумуляторами. И пояс и накамерный свет всегда входят в комплект ТЖК. При работе вне помещений с целью коррекции под дневной свет на него устанавливается дихроичный корректирующий фильтр. Стеклянный дихроичный фильтр хрупок, и гелиевые фильтры надежнее его, но гелиевые поглощают свет на 15% сильнее. Хорошо подходит для съемки экстренного сюжета.

- Портативный осветительный прибор. Двух- или трехламповый набор пакуется в небольшой, с металлическим усилением контейнер, удобный для транспортировки.
- «Рыжая». 800-Вт лампа, потребляющая 3,3 А. В комплекте с защитным стеклом и шторками весит около 3 кг. Сила света несфокусированного луча составляет 6000 кд, с фокусировкой до ширины луча 80° — 24000 кд. Используется как для студийных так и для внестудийных съемок в помещении. Очень мощный заполняющий свет.

-
«Блондинка». Лампа мощностью 2000 Вт, ток потребления в 8,3 А, вес 6 кг (с защитным стеклом и шторками). Сила света без фокусировки — 25000 кд, с фокусировкой до ширины луча 80° — 150000 кд. Эти осветители, легкие по весу, удобные в монтаже и потребляющие небольшую мощность, можно подключать практически к любому местному источнику питания.
Телевизионная лампа «Блондинка» -
Газоразрядные лампы. В лампах этого типа свет излучается в результате ионизации газа, содержащегося в колбе лампы. У них более высокий КПД, чем у ламп накаливания, меньше количество выделяемого тепла и вес. Свет их почти аналогичен дневному. Для них нужно пусковое токоограничивающее устройство. Таким устройством может быть обычный дроссель или какое-то электронное балластное устройство, снижающее уровень световых пульсаций. Газоразрядная лампа мощностью в 1, 2 кВт наиболее пригодна для работы на съёмках видео небольшого масштаба. При использовании обычного балластного дросселя в момент пуска она потребляет ток в 12 А, падающий после прогрева до 6,4 А. Это позволяет запитывать её от обычной потребительской сети с токами до 13 А при условии, что в эту сеть не включены другие лампы.
Устройство люминесцентной лампы
Что стоит учесть если используется газоразрядный свет для видеосъемки
Люминесцентные газоразрядные лампы и неоновые трубки не создают постоянного светового потока, а испускают свет короткими импульсами с частотой, определяемой частотой питающей сети. Если работать с камерой 625 PAL при освещении люминесцентными источниками, питаемыми от сети 60 Гц (то есть при несоответствии стандартов сети и стандарта камеры), в изображении появляются сильные мерцания. В некоторых камерах «скорость затвора» как раз составляет 1/60, то есть время экспозиции совпадает с периодом сети. Если будет использоваться меньшая длительность экспозиции, то отражённые импульсы красного, синего и зелёного цвета могут не совпасть с моментом «открытия затвора», и будет наблюдаться периодическое изменение цвета, обычно между синим и жёлтым. Его можно устранить, выключив затвор. В мишенях с покадровым переносом заряда — затвор механический и его выключить нельзя, поэтому проблема не устранима. Для люминесцентных ламп свойственен избыток зелёного (по сравнению с дневным светом) и очень малое количество красного. К примеру, свет ртутной газоразрядной лампы — сине-зеленого цвета, и какие бы фильтры мы не поставили, красный здесь не появится. И если при съемке сцены не добавлять красный цвет, то не стоит и надеяться на получение нормального изображения. И наоборот, газоразрядные натриевые лампы дают только жёлтый свет, который невозможно скорректировать. Это можно использовать при некоторых стилях и типах съемки видео.

Люминесцентные лампы (холодный свет) для видеосъемки
Теперь для освещения на телевизионных съёмках используется и люминесцентные лампы. Это стало возможным благодаря разработке люминофоров, совместимых по цветовым температурам с дневным светом и со светом ламп накаливания. Так как эти лампы используются в качестве источников мягкого света, то их собирают по несколько штук в больших панелях. Форма светового луча управляется отражательными панелями специальной формы.

Фильтра и рассеиватели для видеосъемки
- Нейтральные ослабляющие фильтры. При съемке в помещениях часто встречается проблема яркого дневного света из окон при малом уровне освещенности от осветителей. Нейтральные фильтры позволяют понизить силу дневного света, не меняя его цветовую температуру. Эти фильтры делают в виде тонких желатиновых или акриловых листов с разной степенью ослабления. Возможно их соединение с фильтрами коррекции цвета. Фильтры крепятся на окнах так, чтобы крепление не было видно в кадре. Желатиновые фильтры подвержены короблению и дают засветки, но зато они легко сворачиваются для транспортировки. Акриловые листы приходится составлять из небольших кусков, они дороги и неудобны при транспортировке.
- Пластиковые «скрим-фильтры». Это перфорированные пластиковые листы, с одной стороны у них металлическое зеркальное покрытие, а с другой они чёрные. Их можно использовать также, как нейтральные поглощающие фильтры. При креплении на окна их чёрная сторона должна быть обращена внутрь. Они гораздо прочнее, чем желатиновые фильтры, и дают меньше бликов. Следите за тем, чтобы на изображении не были видны отверстия в этих листах.
- Поляризационный фильтр. При установке на камере подавляют блики, затемняют голубые небеса и увеличивают насыщенность цвета. Полезны для устранения отражений от стёкол, таких, как витрины магазинов, ветровые стёкла автомобилей. Также полезны при съемке на воде. При настройке фильтр вращают до максимального потребления нежелательного отражения. Но все это зависит от цели съемки.
- Рассеиватель. Это стеклопластиковая пластина, устанавливаемая перед лампой осветителя для рассеивания или смягчения света. Одновременно уменьшает силу света. Может быть использован для частичного прикрытия светового луча, что дает смягчение краев и уменьшение освещенности части кадра. Производится с разной степенью рассеивания, а для усиления эффекта пластины можно складывать вместе.
Рассеиватель для телевизионного света - Цветные фильтры. Полиэфирные фильтры состоят из пластиковой основы, покрытой цветным пигментом. У поликарбонатных фильтров пигмент введён в состав материала. Поликарбонатные фильтры считаются высокотемпературными и в гораздо меньшей степени, чем полиэфирные, реагируют на тепло. Могут быть полезны для получения кинематографического вида видео.
- Фильтры коррекции цветов. Используется для приведения цветовой температуры осветителей к основной, действующей на данной площадке. Это фильтры коррекции света ламп накаливания к дневному свету и наоборот. Бывают фильтры коррекции дневного света и света ламп накаливания к чем-то промежуточному.
Корректирующий фильтр дневного света - Шторки. Это металлические пластины, прикреплённые по сторонам объектива осветителя. Изменяя их положение, можно самыми разными способами менять форму светового луча, направлять его в определенное место или не давать ему попадать туда, смягчать свет и менять освещенность видеосъемки.
Шторки для телевизионного светильника
Регулировки камеры которые вам понадобятся в сочетание с вышеперечисленными приборами и оборудованием вы можете подробно изучить в статье — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ ВИДЕОКАМЕРЫ.