Композиция кадра в кино и на телевидении


Важным преимуществом оператора и в кино и на телевидении, считается способность снимать такие кадры, которые создают, поднимают и сохраняют интерес и внимание зрителя. Хотя изначально основанием интереса телезрителя к сюжету может быть дом, животное или личность, показанные в кадре, метод подачи, композиция кадра также являются важными факторами удержания этого интереса.

Что такое композиция кадра при съемках видео

Композиция кадра в кино и на телевидении это практически единственное средство распределения приоритетов в кадре. С её помощью можно выделить ключевой объект или событие, и убрать или ослабить мешающие ему детали. Кадрирование в каждом съемочном моменте должно быть обосновано; хорошая композиция должна донести до зрителя это обоснование. Хорошая визуальная информация получается с помощью хорошей композиции.

Выбор кадра в видеосъемке

Каждый снятый на видеокамеру кадр записан с какой-то целью. Этой целью может быть просто желание записать событие или то, что снятый кадр может сыграть важную роль при выражении сложной идеи. Независимо от причины, побудившей снять этот кадр, оператор должен ясно осознавать цель съемки.

Установив, зачем нужен этот кадр, а обычно этому помогает опыт создания программ данного типа, оператор выбирает место установки камеры и угол объектива, кадрирует изображение и фокусирует его. Все четыре процедуры (как и знание типов программ) основаны на понимании того, как из имеющихся элементов для построения изображения создается кадр, удовлетворяющий условностям, принятым в телевидении или в кино. Для успешного создания изображения необходимо уметь выбирать положение камеры и угол объектива, оставаясь в контексте данной телевизионной программы или фильма.

Основные факторы влияющие на композицию кадра

При построении кадра надо выбрать семь основных параметров (способов управления композицией):

  • Ракурс съемки;
  • Угол объектива;
  • Расстояние от камеры до объекта;
  • Высоту установки камеры;
  • Кадрирование;
  • Объект в фокусе;
  • Глубину резкости.
выбор ракурса, видео съемка, съемка видео, правильный ракурс, лучший ракурс, композиция кадра, выбор кадра, построение кадра, как сделать видео, как снять дом, снято под углом, горизонтальные линии в кадре, угол дома. кадрирование
Выбор ракурса видеосъемки

Например, вместо того чтобы снимать дом анфас (рис. а), камеру перемещают так, чтобы снимать этот дом под углом (рис. б). Съемка двух сторон объекта делает кадр интересней благодаря динамичному расположению горизонтальных линий. Это и есть выбор ракурса съемки. Сходимость горизонтальных линий можно подчеркнуть, выбрав максимально широкий угол объектива и поместив камеру как можно ниже и ближе к объекту. В этом и заключается выбор угла объектива, высоты установки камеры и расстояния от камеры до объекта. Как здание «вписано» в кадр, какая его часть находится в поле резкости (при заданной апертуре) и на какую часть здания сфокусирована камера — все это повлияет на визуальное построение кадра. При разном выборе этих семи основных параметров здание будет выглядеть абсолютно по-разному. Еще одним мощным (по своему влиянию) элементом композиции кадра является свет и телевизионное освещение.

ВЫБОР РАКУРСА
Изменение положения камеры по отношению к объекту (выбор ракурса съемки)
и угла объектива меняет вид изображения в кадре и содержащуюся в нем 
информацию. Одним из главных требований к оператору является умение 
представить вид кадра через объектив с любым углом с любой точки
в пространстве, не передвигая камеру в эту точку, чтобы оценить ее 
изобразительный потенциал.
свадебный оператор, свадебные съемки, выбор ракурса, изменение ракурса, кадрирование, представление кадра, угол съемки, видеосъемка, творческий подход, шикарный кадр, оператор вместо штатива, поднял камеру, камера выше головы, как снимать свадьбы, лучший ракурс, ракурс не для кино, факторы влияющие на композицию кадра, композиция кадра на свадьбе,
Выбор ракурса на видеосъемках свадьбы

Основы композиции кадра в кино и на телевидении

Не зависимо от типа и стиля съемки видеокомпозиция снимаемой сцены выстраивается так, чтобы выделить самый важный объект путем его расположения в кадре и соответствующего использования заднего плана, угла объектива, высоты установки камеры, фокуса, размера кадра, движения камеры и т. д. Оператор на съемках сюжета должен добиться, чтобы глаза зрителей были прикованы к самой значимой точке кадра, и стараться, чтобы в кадре не было других визуальных элементов, конфликтующих с главным объектом. Вот частичный список того, что можно и чего нельзя в построении композиции на телевидении и в кино:

  • Камера превращает трехмерное изображение в двумерное. Постарайтесь скомпенсировать потерю третьего измерения, найдя способ как-то выразить глубину композиции.
  • Старайтесь не делить кадр на отдельные области сильными вертикальными или горизонтальными элементами, если это не требуется для получения какого-то специального эффекта.
  • Проверяйте получившееся изображение, в особенности детали заднего плана (чтобы из голов субъектов на переднем плане не росли столбы или каминные трубы заднего плана).
  • Держите основное действие подальше от границ кадра, но избегайте повторяющихся кадров, снятых «в лоб», симметричных, снятых с центром на уровне глаз.
  • Отодвигайте доминанту интереса от центра кадра и балансируйте это менее важными элементами.
  • Заполняйте кадр чем-либо интересным и избегайте больших ровных поверхностей, существующих в кадре только потому, что он такой широкий. Если нужно, займите часть кадра какой-либо деталью, чтобы сделать композицию сцены более интересной.
  • Выделяйте самый важный объект его расположением в кадре и путем соответствующего использования заднего плана, угла объектива, высоты камеры, фокуса, размера кадра, движения камеры и т. д. Добивайтесь того, чтобы глаза зрителей были прикованы к самой значимой точке кадра, и старайтесь, чтобы в кадре не было других визуальных элементов, конфликтующих с главным объектом.
  • Композицией можно управлять с помощью выбора точки фокусировки. Перевод фокуса из одной плоскости в другую переводит внимание без сдвига кадра. Управление объективом.
  • При съемке кинофильма значительным будет использовать элементы таинственности в видимую сцену, практикуйте сюрпризы. Но имейте в виду, что чем сильнее визуальный эффект, тем реже его следует применять, не только на телевидении, но и в кино. Часто повторяемые наезды или отъезды приводят к ослаблению их воздействия и потере интереса к ним.
Правило третей гласит, что визуально приятное для глаза равновесие в кадре
может быть достигнуто, если поместить главный объект на одном из пересечений
двух горизонтальных и двух вертикальных линий, делящих экран на три равные
части по горизонтали и по вертикали соответственно. Важно что это правило
действует не зависимо от того какой формат кадра используется.
правило третей в видео, съемка видео по правилам, красивый вид, приятно глазу, правильная композиция кадра, правильный кадр, кадрирование, формат кадра, разделение кадра на трети, как разбить кадр, как выстроить кадр, основы композиции, важное правило при съемке видео, горизонт в кадре, как снять поле с домиком, как снять горизонт, видео композиция,
Правило третей

Управление композицией кадра в видеосъемке

Выбор угла объектива и возникающей при этом композиции не должен быть случайным. Правда, если у вас нет возможности сменить положение камеры, то и выбора нет. Внутреннее пространство кадра в видеосъемке часто подчеркивает эмоциональное содержание сцены. «Нормальная» перспектива употребляется при такой постановке кадра, когда хотят просто и без затей описать сцену действия. Сжатое или растянутое пространство кадра может помочь передать настроение или атмосферу действия. Съемка длиннофокусным объективом со значительного расстояния стиснутого, зажатого интерьера вызовет еще большую клаустрофобию в данной сцене. Величина персонажей в кино на переднем и заднем планах выравнивается, движение к камере и обратно незначительно меняет их размеры, создавая субъективное впечатление того, что они никуда и не двигались. Съемка широкоугольным объективом вплотную к персонажу увеличивает пространство, подчеркивает движение и в зависимости от содержания сцены подчеркивает сходимость линий и акцентирует относительное изменение размеров одних и тех же персонажей на разных расстояниях от объектива.

Задний план и его влияние на композицию кадра

Композиционное предпочтение персонажам на переднем плане может быть обеспечено ограничением глубины резкости (путем установки нейтрального фильтра или выбором большей скорости затвора), но самыми сильными средствами являются выбор положения камеры, угол объектива, расстояние между камерой и персонажами на переднем плане. Должно быть уделено внимание и тому, как потом будут монтироваться кадры. Имея это в виду, следует для этих кадров подбирать задние планы сходных тонов по цвету и контрасту. Слишком большая тональная разница между задними планами соседних кадров сделает врезку слишком грубой и заметной. Надо также проверять визуальное единообразие таких элементов, как направление света, сходство зон фокусировки и аналогичности движения на заднем плане (т.е. толпа, дорожное движение и т.п.).

Влияние высоты установки камеры на субъективное восприятие

Высота установки камеры также влияет на отношение зрителей к персонажу. Если линия горизонта расположена ниже персонажа, то это делает его более значительным, так как зрители смотрят на него с более низкой точки зрения. Они ставятся в положение детей перед взрослыми. Низкое положение камеры может также привести к затушевыванию пола или деталей на полу, так как мы смотрим вдоль пола и при этом исчезают указания на расстояния между деталями пола. Это концентрирует внимание зрителя на вертикальных объектах. Высокое расположение объектива приводит к обратным результатам. Многие плоскости сцены подчеркиваются, как на масштабной модели. Обычно лучше разделить кадр на неравные части, поместив горизонт выше или ниже средней линии кадра. Многие операторы интуитивно используют правило третей при выборе положения горизонта. Композиция может создать ощущение простора, если панорамировать по линии в нижней части кадра. При выборе высокой линии горизонта в кадре темноватый передний план балансируется привлечением внимания зрителя к яркому небу в верхней части кадра. Это помогает и при проблемах с контрастом и экспозицией.

Наезд / отъезд и трансфокация в кадрирование и управление композицией

Отношение размеров объектов на переднем и заднем планах зависит от расстояния до камеры. То, как персонаж заполняет пространство кадра, зависит от угла объектива. В этом коренное различие между наездом/отъездом (приближение/удаление камеры относительно объекта) и трансфокацией. Наезд/ отъезд камеры изменяет размерные соотношения объектов — пространственную перспективу. Трансфокация объектива сохраняет существующие пространственные соотношения в кадре, но увеличивает или уменьшает часть кадра. На рис. мужчина, сидящий позади ведущей, при трансфокации сохраняет прежние размеры (по отношению к персонажу на переднем плане), когда оператор увеличивает (zoom in) журналиста с помощью трансфокатора. Если камера наезжает на ведущую, то изменяются пространственные соотношения между персонажами переднего и заднего планов и фигуры заднего плана становятся меньшими относительно фигур на переднем плане.

управление кадром, управление композицией, композиция видео, кадр видео, кадрирование, правильный наезд, соотношение размеров в кадре, зачем нужна трансфокация, композиция кадра в кино и телевидении, ведущий и задний план, как сохранить размеры в кадре, как перестроить план, использование трансфокации, правила съемки видео,
Наезд / отъезд и трансфокация

Цели съемки кадра в видеосъемке

Положение объектива и выбор угла объектива зависят от того, с какой целью снимается кадр. Она может быть одной из следующих или их комбинацией:

  • Выделить главный персонаж;
  • Дать кадр другого размера;
  • Подчеркнуть выделенный персонаж;
  • Дать больше информации о персонаже;
  • Изменить угол съемки или размер кадра с целью обеспечения незаметной стыковки кадров при монтаже; Разновидности видео монтажа
  • Дать другой вариант кадра или акцента в кадре;
  • Добиться хорошей композиции кадра;
  • Приукрасить внешность исполнителя;
  • Изменить внутреннее пространство кадра;
  • Изменить пространственные соотношения в кадре;
  • Улучшить точку наблюдения;
  • Добиться лучшего согласования с существующим студийным или дневным освещением. Уровни освещенности

Вещательное качество