Вещательное качество


Что является «вещательным качеством», в конечном счёте зависит от того, кто осуществляет вещание. Цифровая видеосъемка и запись позволяют варьировать частоту оцифровки (дискретизации) и степень сжатия. С течением времени разрабатываются все новые форматы записи. Некоторые, например mini DV, были изначально разработаны для потребительского рынка, но используется и при создании программ на телевидение. Однако разнообразие стандартов цифрового сжатия, участвующих в процессе создания программы, значительно влияет на качество получаемого в итоге изображения.

качество видео, вещательное качество, не вещательное качество, степень сжатия, стандарты сжатия, сжатие видео, артефакты на видео, кодек,
Степень сжатия видео влияющая на качество видео

Всегда в известной степени трудно добиться стандартизации технических характеристик камер, выпускаемых различными производителями. Такое простое механическое приспособление, как гнездо штатива для установки камеры на панорамной головке, имеет столько же разновидностей, сколько существует производителей телевизионных видеокамер. С точки зрения оператора, важное практическое и экономическое значение имеет то, насколько периферийные устройства новой камеры (аккумуляторные батареи, объектив и т.д.) совместимы с уже существующим оборудованием. Под вещательным качеством может также подразумеваться совместимость со стандартным оборудованием и его техническими характеристиками.

совместимость, вещательное качество, телекамера, видеокамера с дополнительным оборудованием, универсальное гнездо штатива, совместимость разного оборудования, совместимый штатив с разными камерами, профессиональная камера, специальный штатив, доп аппаратура, ручки управления камерой, супер камера, напичканная камера,
Совместимость телевизионного оборудования

Обычно используются моноблочные камкордеры, но и двухблочные камкордеры дают возможность выбора формата записи. Для удобства и быстроты многие студии должны иметь возможность снимать и монтировать весь материал в одном и том же формате, что позволяет осуществлять универсальную техническую поддержку съемочных групп, работающих в дали от студии (КАК СНЯТЬ СЮЖЕТ). Постоянно существует рыночный спрос на аппаратуру, имеющую небольшую стоимость, удовлетворяющую требованиям вещательного качества и позволяющую производить нелинейный монтаж, особенно при подготовке выпусков новостей и тележурналов. К этому добавляется необходимость видеосъемки и монтажа в разных жанрах, а также необходимость монтажа видеоматериала на журналистских видеопультах.

мини видеопульт, вещательное качество, универсальность оборудования, удобство, быстрота в съемках сюжета, пульт для новостей, монтаж на пульте,
Переносной журналистский видеопульт

Качество телевизионного сигнала

На сегодняшний день в эпоху цифрового телевидения рассматривать качество телевизионного изображения стоит только если это «телевидение высокой четкости».  HDTV (High-Definition Television) — это набор стандартов телевизионного вещания повышенного качества посредством цифровых каналов связи (кабельные, спутниковые сети, цифровые носители).

Специфика телевидения высокой четкости

  • ТВЧ — это цифровое телевидение. С помощью аналоговых методов обработки сигнала решить поставленные задачи невозможно;
  • ТВЧ — это многоканальное телевидение. Применение цифровых технологий сжатия позволило разместить в одном частотном диапазоне во много раз больше телевизионных каналов, чем при аналоговом вещании;
  • ТВЧ — это широкоэкранное телевидение. В телевидении стандартного разрешения (SDTV) был принят формат изображения 4:3, а в HDTV — 16:9 или 16:10. Это позволяет показывать по телевидению современные широкоэкранные кинофильмы без искажений или обрезания краев изображения;
  • ТВЧ — это звук как в кино. Чтобы стать еще ближе к кинематографу, цифровое телевидение кроме широкого экрана обеспечивает еще и многоканальный, «кинематографический» звук;
  • ТВЧ — это дополнительные услуги. Цифровое телевидение — это многоканальность, многовариантность доставки и мультимедийность. Это сложная информационная среда, в которой пользователи не должны заблудиться;
  • ТВЧ — это условный доступ. Концепция ТВЧ может, например, допускать, что 1-2 федеральных канала будут общедоступными и бесплатными, а на все остальные зрители должны будут подписываться, внося определенную плату. Если раньше коммерческое телевидение существовало, в основном, за счет рекламодателей, то теперь — за счет телезрителей;
  • ТВЧ — это новые технологии формирования изображения. На смену телевизорам с электроннолучевыми трубками уже пришли жидкокристаллические и плазменные панели, мультимедийные проекторы. Возможно, что в ближайшем будущем им придется уступить место на рынке телевизорам на основе OLED- и SED- панелей.
  • ТВЧ — это новые цифровые носители информации, а также новые интерфейсы и технологии защиты данных. Для ТВЧ были разработаны новый формат оптического носителя Blu-ray, используемый для записи и хранения цифровых данных, а также цифровой интерфейс HDMI с поддержкой HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection) — технологии защиты медиаконтента, предназначенной для предотвращения незаконного копирования высококачественного видеосигнала, передаваемого через интерфейсы DVI и HDMI.

Телевизионное качество

При выборе основных характеристик телевизионной картинки инженеры исходили из свойств человеческого зрения. Известно, что содержание изображения лучше всего воспринимается в пределах пространственного угла ясного зрения с размерами 12 градусов по вертикали и 16 градусов по горизонтали. Тогда в формате SECAM одна строка будет содержать примерно 800 элементов, а в кадре будет 800*625 = 0,5*106 элементов.

При построчной развертке и частоте кадров 50 Гц длительность одного элемента строки будет составлять 0,04 мкс, ширина спектра телевизионного сигнала при этом будет составлять 12,5 МГц. Работа с таким относительно широкополосным сигналом нежелательна по двум причинам. Во-первых, метровый диапазон длин волн, в котором первоначально велось телевизионное вещание, обладает малой емкостью, и при ширине полосы сигнала в 12,5 МГц в нем удалось бы разместить всего 6 каналов, а на практике еще меньше. Во-вторых, формирование, передача и прием широкополосного телевизионного сигнала существенно усложняет и удорожает передающее и приемное телевизионное оборудование.

Чересстрочная развертка

Для сужения спектра телевизионного сигнала было решено использовать принцип чересстрочной развертки. Весь растр разбивается на две части таким образом, чтобы вся картинка отрисовывалась в два приема. В первом полукадре (поле) воспроизводятся только нечетные строки, с 1 по 625, а во втором — только четные, со 2 по 624. При этом получается, что поля чередуются с частотой 50 Гц, а кадры — с частотой 25 Гц. Длительность одной строки при чересстрочной развертке составляет 64 мкс, а одного элемента разложения строки — 0,08 мкс, что уже вполне допустимо технически.

Ширина спектра телевизионного сигнала составляет 6,25 МГц,
что увеличивает емкость телевизионного диапазона вдвое.
чересстрочная развертка, телевидение высокой четкости, телевизионное качество, вещательное качество, уменьшение полосы частот, строчки в тв,
Чересстрочная развертка

Построчная прогрессивная развертка

Ещё одним преобразованием HDTV выделилось в сравнение с SDTV, это заметным увеличением количества строк в кадре. На сегодняшний день, пожалуй, самый распространенный формат HDTV — это 1080i, то есть 1080 строк с чересстрочной разверткой. Так же как и в 525i, в первом поле отображаются строки с нечетными номерами, а во втором — с четными. Но, поскольку количество строк намного увеличилось, то границы между строками и «зубчатость» стали менее заметны. Существует и построчный (прогрессивный) аналог данного сигнала — 1080p.

Альтернативным форматом HDTV является формат 720 строк с построчной прогрессивной разверткой, или 720p. Некоторые эксперты утверждают, что качество телевизионного изображения в этом формате лучше, чем у 1080i, однако фактически 1080i становится более распространенным форматом вещания, и ему на смену приходит прогрессивный формат 1080р, по качеству явно превосходящий 720р.

Двойное увеличение числа строк разложения, по сравнению с действующими стандартами, сопряжено с учетверением полосы частот видеосигнала, что делает несовместимой систему ТВЧ с действующими системами ТВ вещания. Решение было найдено за счет перехода к цифровым методам обработки сигнала.

Композиция кадра в кино и на телевидении